В ру́сском языке́ существу́ет два «бу́дущих вре́мени»: просто́е и сло́жное. Сло́жное бу́дущее состои́т из двух глаго́льных компоне́нтов: ли́чной фо́рмы глаго́ла «быть» и глаго́ла в фо́рме инфинити́ва, обознача́ющего реа́льное де́йствие.
In Russian we have two forms of the future tense – the simple and the compound. The future compound tense consists of the personal form of the verb «быть» and the imperfective infinitive verb designating the action.
БУ́ДУ, БУ́ДЕШЬ… БУ́ДУТ +
ЧТО ДЕ́ЛАТЬ?
У́чимся чита́ть и говори́ть по-ру́сски
Learning to Speak Russian
Как сообщи́ть о де́йствии,
кото́рое произойдёт в бу́дущем
How to inform somebody
about an action in the Future
Это не сло́жно! Но мы должны́ вас сразу предупреди́ть, что «сло́жное бу́дущее» в ру́сском языке́ испо́льзуется доста́точно ре́дко. Ча́ще употребля́ется «просто́е бу́дущее». Нам ещё предстои́т познако́миться с ним побли́же. А пока́ мы про́сто его́ ва́м предста́вим. Тем бо́лее, что это то́же совсе́м не сло́жно.
COMMENTARY
ON GRAMMAR
It’s not difficult! But you should remember that we don’t often use the Russian compound future tense. The Russian simple future tense is more popular. We will get to know it later, but now we just mention it because it is not difficult.
Мы уж́е говори́ли, что ру́сские глаго́лы име́ют два аспе́кта, по-ру́сски – два ви́да:
«СОВЕРШЕ́ННЫЙ» и «НЕСОВЕРШЕ́ННЫЙ».
Ли́чные фо́рмы глаго́лов несоверше́нного ви́да обознача́ют настоя́щее вре́мя, а те же ли́чные фо́рмы глаго́лов соверше́нного ви́да обознача́ют бу́дущее вре́мя – бу́дущее просто́е.
Для приме́ра возьмём уже́ хорошо́ изве́стный вам глаго́л «чита́ть»
НЕСОВЕРШЕ́ННЫЙ ВИД
ЧИТА́ТЬ
СОВЕРШЕ́ННЫЙ ВИД
ПРОЧИТА́ТЬ
НАСТОЯ́ЩЕЕ ВРЕМЯ
Present tense
Я ЧИТА́Ю
ТЫ ЧИТА́ЕШЬ
ОН (ОНА́) ЧИТА́ЕТ
МЫ ЧИТА́ЕМ
ВЫ ЧИТА́ЕТЕ
ОНИ́ ЧИТА́ЮТ
БУ́ДУЩЕЕ ВРЕМЯ
Future tense
Я ПРОЧИТА́Ю
ТЫ ПРОЧИТА́ЕШЬ
ОН (ОНА́) ПРОЧИТА́ЕТ
МЫ ПРОЧИТА́ЕМ
ВЫ ПРОЧИТА́ЕТЕ
ОНИ́ ПРОЧИТА́ЮТ
Сейч́ас мы бу́дем «рабо́тать» с «бу́дущим сло́жным», но к «бу́дущему просто́му» обяза́тельно вернёмся!
As we have mentioned above, the Russian verbs have two aspects:
«НЕСОВЕРШЕ́ННЫЙ» и «СОВЕРШЕ́ННЫЙ».
The personal forms of Imperfective verbs designate the Present tense, but the personal forms of Perfective verbs designate the Future tense – the simple future tense.
Let’s take as an example the well-known verb «чита́ть».
НЕСОВЕРШЕ́ННЫЙ ВИД
ЧИТА́ТЬ
СОВЕРШЕ́ННЫЙ ВИД
ПРОЧИТА́ТЬ
НАСТОЯ́ЩЕЕ ВРЕМЯ
Present tense
Я ЧИТА́Ю
ТЫ ЧИТА́ЕШЬ
ОН (ОНА́) ЧИТА́ЕТ
МЫ ЧИТА́ЕМ
ВЫ ЧИТА́ЕТЕ
ОНИ́ ЧИТА́ЮТ
БУ́ДУЩЕЕ ВРЕМЯ
Future tense>
Я ПРОЧИТА́Ю
ТЫ ПРОЧИТА́ЕШЬ
ОН (ОНА́) ПРОЧИТА́ЕТ
МЫ ПРОЧИТА́ЕМ
ВЫ ПРОЧИТА́ЕТЕ
ОНИ́ ПРОЧИТА́ЮТ
Today we are going to work with the Russian compound future tense. Wewill return to the Russian simple future tense later.
Слу́шайте текст и повторя́йте его́ про себя́ за ди́ктором. Постара́йтесь запо́мнить, кто и как отдыха́л.
Listen to the text about how people relax and repeat it after the announcer. Try to remember who did what.
ВЕ́ЧЕР ДО́МА Вчера́ ве́чером семья́ была́ до́ма. Все отдыха́ли. Де́душка чита́л. Он чита́л газе́ту. Он о́чень лю́бит чита́ть газе́ты. Па́па смотре́л телеви́зор. Он смотре́л футбо́л. Он о́чень лю́бит смотре́ть футбо́л. Ма́ма и ба́бушка слу́шали му́зыку. Они́ о́чень лю́бят слу́шать хоро́шую класси́ческую му́зыку. Сын и дочь снача́ла де́лали дома́шнее зада́ние. Сын чита́л уче́бник, а дочь писа́ла упражне́ние. Упражне́ние бы́ло тру́дное. Он́а писа́ла его́ до́лго. Пото́м сын и дочь то́же отдыха́ли. Сын игра́л на компью́тере, а дочь игра́ла на пиани́но. Все отдыха́ли хорошо́.
За́втра бу́дет но́вый день. Па́па и ма́ма бу́дут рабо́тать, а сын и дочь бу́дут учи́ться. Сын у́чится в университе́те. Сын уже́ студе́нт, а дочь ещё шко́льница. За́втра сын бу́дет слу́шать ле́кции, а дочь бу́дет пис́ать контро́льную рабо́ту. Де́душка и ба́бушка – пенсионе́ры. Они́ уже́ не рабо́тают. Они́ бу́дут отдыха́ть до́ма. Ба́бушка бу́дет гото́вить обе́д, а де́душка сно́ва бу́дет чита́ть но́вые газе́ты. Ве́чером семья́ сно́ва бу́дет до́ма. Они́ бу́дут отдыха́ть.
Прослу́шайте и́ли прочита́йте текст из Зада́ния 4 ещё раз. Зада́йте вопро́сы по те́ксту. Сравни́те ваш вариа́нт с на́шим:
Read and listen to the text Exercise 4 once more. Insert questions into the text. Compare your questions with ours.
1. ГДЕ БЫЛА́ СЕМЬЯ́ ВЧЕРА́? 2. ЧТО ОНИ́ ДЕ́ЛАЛИ?
3. ЧТО ДЕ́ЛАЛ ДЕ́ДУШКА? 4. ЧТО ОН ЧИТА́Л? 5. ЧТО ОН ЛЮ́БИТ ЧИТА́ТЬ?
6. ЧТО ДЕ́ЛАЛ ПА́ПА? 7. ЧТО ОН СМОТРЕ́Л? 8. ЧТО ОН ЛЮ́БИТ СМОТРЕ́ТЬ?
9. ЧТО ДЕ́ЛАЛИ МА́МА И БА́БУШКА? 10. ЧТО ОНИ́ СЛУ́ШАЛИ?
11. КАКУ́Ю МУ́ЗЫКУ ОНИ́ ЛЮ́БЯТ СЛУ́ШАТЬ?
12. ЧТО СЫН И ДОЧЬ ДЕ́ЛАЛИ СНАЧА́ЛА? 13. ЧТО ЧИТА́Л СЫН? 14. ЧТО ПИСА́ЛА ДОЧЬ?
15. ЧТО СЫН И ДОЧЬ ДЕ́ЛАЛИ ПОТО́М? 16. ЧТО ДЕ́ЛАЛ СЫН? 17. ЧТО ДЕ́ЛАЛА ДОЧЬ?
18. ЧТО БУ́ДУТ ДЕ́ЛАТЬ ПА́ПА И МА́МА ЗА́ВТРА?
19. ЧТО БУ́ДУТ ДЕ́ЛАТЬ ЗА́ВТРА СЫН И ДОЧЬ?
20. КТО СЫН И ДОЧЬ? 21. ЧТО БУ́ДЕТ ДЕ́ЛАТЬ СЫН? 22. ЧТО БУ́ДЕТ ДЕ́ЛАТЬ ДОЧЬ?
23. ЧТО БУ́ДУТ ДЕ́ЛАТЬ ЗА́ВТРА ДЕ́ДУШКА И БА́БУШКА?
24. ЧТО БУ́ДЕТ ДЕ́ЛАТЬ БА́БУШКА? 25. ЧТО БУ́ДЕТ ДЕ́ЛАТЬ ДЕ́ДУШКА?
26. ЧТО БУ́ДЕТ ЗА́ВТРА ВЕ́ЧЕРОМ? 27. ЧТО ОНИ́ БУ́ДУТ ДЕ́ЛАТЬ ЗА́ВТРА ВЕ́ЧЕРОМ?