Изуча́ем грамма́тику и у́чимся говори́ть
Studying grammar and learning to speak
Вопроси́тельное сло́во «Ско́лько» и коли́чественные числи́тельные
The question word «Сколько» and cardinal numerals
- СКО́ЛЬКО?
Слу́шайте и повторя́йте за ди́ктором. Вы́учите числи́тельные наизу́сть.
Listen and repeat after the announcer. Learn the numerals by heart.
- ПЕ́РВЫЙ ДЕСЯ́ТОК
FIRST TEN
- ВТОРО́Й ДЕСЯ́ТОК
SECOND TEN
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- ОДИ́Н
(ОДНА́, ОДНО́) - ДВА
(ДВЕ) - ТРИ
- ЧЕТЫРЕ
/ЧИТЫРИ/ - ПЯТЬ
- ШЕСТЬ
- СЕМЬ
- ВО́СЕМЬ
/ВО́СИМЬ/ - ДЕ́ВЯТЬ
/ДЕ́ВИТЬ/ - ДЕСЯТЬ
/ДЕ́СИТЬ/
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- ОДИ́ННДЦАТЬ
/АДИ́НАЦАТЬ/ - ДВЕНА́ДЦАТЬ
/ДВИНА́ЦАТЬ/ - ТРИНА́ДЦАТЬ
/ТРИНА́ЦАТЬ/ - ЧЕТЫ́РНАДЦАТЬ
/ЧИТЫ́РНАЦАТЬ/ - ПЯТНА́ДЦАТЬ
/ПИТНА́ЦАТЬ/ - ШЕСТНА́ДЦАТЬ
/ШЫСНА́ЦАТЬ/ - СЕМНА́ДЦАТЬ
/СИМНА́ЦАТЬ/ - ВОСЕМНА́ДЦАТЬ
/ВАСИМНА́ЦАТЬ/ - ДЕВЯТНА́ДЦАТЬ
/ДИВИТНА́ЦАТЬ/ - ДВА́ДЦАТЬ
/ДВА́ЦАТЬ/
- 30 – 100
- 200 – 1000
- -
- 30
- 40
- 50
- 60
- 70
- 80
- 90
- 100
- -
- ТРИ́ДЦАТЬ
/ТРИ́ЦАТЬ/ - СО́РОК
/СО́РАК/ - ПЯТЬДЕСЯ́Т
/ПИ(ДЬ)ДИСЯ́Т/ - ШЕСТЬДЕСЯ́Т
/ШИСДИСЯ́Т/ - СЕ́МЬДЕСЯТ
/СЕ́МЬДИСЯТ/ - ВО́СЕМЬДЕСЯТ
/ВО́СИМЬДИСЯТ/ - ДЕВЯНО́СТО
/ДИВИНО́СТА/ - СТО
- 200
- 300
- 400
- 500
- 600
- 700
- 800
- 900
- 1000
- ДВЕ́СТИ
- ТРИ́СТА
- ЧЕТЫ́РЕСТА
/ЧИТЫ́РИСТА/ - ПЯТЬСО́Т
/ПИТ(Ь)СО́Т/ - ШЕСТЬСО́Т
/ШЫС(С)О́Т/ - СЕМЬСО́Т
/СИМ(Ь)СО́Т/ - ВОСЕМЬСО́Т
/ВАСИМСО́Т/ - ДЕВЯТЬСО́Т
/ДИВИТСО́Т/ - ТЫ́СЯЧА
/ТЫ́СЯЧА, ТЫ́ЩА/
По́сле имён числи́тельных употребля́ется Роди́тельный паде́ж (Паде́ж №2). Одна́ко употребле́ние Роди́тельного падежа́ по́сле числи́тельных име́ет ряд осо́бенностей, кото́рые ну́жно запо́мнить:
По́сле числи́тельных «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫ́РЕ» имена́ существи́тельные испо́льзуются в еди́нственном числе́, а по́сле числи́тельных «ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ…» - во мно́жественном числе́: «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫ́РЕ» часа́, рубля́, студе́нта, НО! «ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ…» часо́в, рубле́й, студе́нтов.
По́сле числи́тельных «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫ́РЕ» имена́ существи́тельные испо́льзуются в еди́нственном числе́, а по́сле числи́тельных «ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ…» - во мно́жественном числе́: «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫ́РЕ» часа́, рубля́, студе́нта, НО! «ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ…» часо́в, рубле́й, студе́нтов.
All Russian cardinal numerals starting from ДВА are used in phrases and sentences with the Genitive noun. But you should remember that after the numerals «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫ́РЕ» the noun should be put in the Genitive Singular and after the numerals «ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ…» - in the Genitive Plural: «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ» часа, рубля́, студе́нта, BUT «ПЯТЬ, ШЕСТЬ, СЕМЬ…» часо́в, рубле́й, студе́нтов.
Роди́тельный паде́ж имён существи́тельных
во мно́жественном числе́
Genitive plural of nouns
Обрати́те внима́ние на оконча́ния существи́тельных
в имени́тельном и роди́тельном падеже́ мно́жественного числа́.
в имени́тельном и роди́тельном падеже́ мно́жественного числа́.
Pay attention to the endings of nouns ending
in Nominative Plural and Genitive Plural.
in Nominative Plural and Genitive Plural.
- РОД
(Gender) - МУЖ. Р.
(M. g.) - ЖЕН. Р.
(N. g.) - CРЕД. Р.
(F. g.)
- ИМЕНИТ. П.
ЕДИ́Н. Ч. - СТУДЕ́НТ
МУЗЕ́Й
СЛОВА́РЬ - ЛА́МПА
СЕМЬЯ́
ТЕТРА́ДЬ - ОКНО́
МО́РЕ
- ИМЕНИТ. П.
МНО́Ж. Ч. - СТУДЕ́НТЫ
МУЗЕ́И
СЛОВАРИ - ЛА́МПА
СЕ́МЬЯ
ТЕТРА́ДЬ - ОКНА́
МО́РЯ
- РОДИ́Т. П.
МНО́Ж. Ч. - СТУДЕ́НТОВ
МУЗЕ́ЕВ
СЛОВАРЕ́Й - ЛАМП
СЕМЕ́Й
ТЕТРА́ДЕЙ - О́КОН
МОРЕ́Й
- ОКОНЧ.
- -ОВ
-ЕВ
- - -
-
- - -
-
Как спросить о времени
How to ask for the time
- СКО́ЛЬКО ВРЕ́МЕНИ?
Слу́шайте и повторя́йте за ди́ктором ре́плики диало́га.
Listen and repeat the phrases from the dialogue after the announcer.
- СКАЖИ́ТЕ, ПОЖА́ЛУЙСТА,
СКО́ЛЬКО СЕЙЧА́С ВРЕ́МЕНИ?
- ИЗВИНИ́ТЕ, НЕ СКА́ЖЕТЕ,
КОТО́РЫЙ ЧАС.
РЕЧЕВО́Й
КОММЕНТА́РИЙ
- Существу́ет не́сколько вариа́нтов узна́ть вре́мя у незнако́мого челове́ка.
Класси́ческой фо́рмой явля́ется:
«СКАЖИ́ТЕ, ПОЖА́ЛУЙСТА, СКО́ЛЬКО СЕЙЧА́С ВРЕ́МЕНИ?»
В разгово́рном вариа́нте, кото́рый всегда́ стреми́тся к компре́ссии (да́же в уще́рб но́рме!), эт́а фра́за ча́сто звучи́т:
«Ско́лько вре́мя?»
Предупрежда́ем, что с то́чки зре́ния грамма́тики подо́бная фо́рма звучи́т не вполн́е корре́ктно, так как по́сле вопро́са «СКО́ЛЬКО» до́лжен идти́ Роди́тельный паде́ж, а Роди́тельный паде́ж от сло́ва «вре́мя» бу́дет – «вре́мени»!
На са́мом де́ле наибо́лее корре́ктной фо́рмой э́того вопро́са явля́ется не «Ско́лько вре́мени?», а «КОТО́РЫЙ ЧАС?» - вариа́нт, кото́рый в на́ше вре́мя звучи́т почему́-то всё ре́же и ре́же.
Как отве́тить на вопро́с: «Кото́рый час?»
COMMENTARY ON FEATURES
OF RUSSIAN SPEECH
- There are some possibilities to apply to the stranger and ask him for the time.
The classical form is
«СКАЖИ́ТЕ, ПОЖА́ЛУЙСТА, СКО́ЛЬКО СЕЙЧА́С ВРЕ́МЕНИ?»
We also have the compressed phrase
«Ско́лько вре́мя?»
It is used in colloquial speech. But you should remember that this phrase doesn’t sound quite because the question word «СКОЛЬКО» requires a noun in the Genitive case – «времени»!
Actually the best phrase for this purpose is «Кото́рый час?», however, for some reason these days this phrase is heard less and less.
Как отве́тить на вопро́с: «Кото́рый час?»
How to answer the question: «Который час?»
- Моско́вское вре́мя:
четы́рнадцать часо́в
СЕЙЧА́С ДВА ЧАСА́ - Моско́вское вре́мя:
четы́рнадцать часо́в
три́дцать мину́т
СЕЙЧА́С
ПОЛОВИ́НА ТРЕ́ТЬЕГО
- Моско́вское вре́мя:
четы́рнадцать часо́в
пятна́дцать мину́т
СЕЙЧА́С
ПЯТНА́ДЦАТЬ МИНУ́Т ТРЕ́ТЬЕГО - Моско́вское вре́мя:
четы́рнадцать часо́в
со́рок пять мину́т
СЕЙЧА́С
БЕЗ ПЯТНА́ДЦАТИ ТРИ
РЕЧЕВО́Й
КОММЕНТА́РИЙ
- Пе́рвый вариа́нт отве́та на вопро́с: «Кото́рый час?» - явля́ется официа́льным. Изуча́ющие ру́сский язы́к мо́гут по́льзоваться и́менно э́той ве́рсией.
Второй вариант ответа является разговорной версией – так обозначают время сами русские. Поэ́тому впосле́дствии сле́дует овладе́ть и́менно вторы́м вариа́нтом.
Поясни́м языковы́е фо́рмы, испо́льзуемые во второ́м вариа́нте, на тех же приме́рах. Заме́тим, что здесь то́же акти́вно испо́льзуется Роди́тельный паде́ж – вообще́, са́мый акти́вный паде́ж ру́сского языка́.
Во-пе́рвых, ещё раз обрати́м внима́ние на то, что нормати́вной фо́рмой вопро́са по по́воду вре́мени явля́ется не «Ско́лько вр́емени?», а «КОТО́РЫЙ ЧАС?» Сле́довательно, как то́лько мину́тная стре́лка прохо́дит отме́тку «два часа́», мы говори́м, что «ИДЁТ ТР́ЕТИЙ ЧАС».
Когда́ мину́тная стре́лка, к приме́ру, ука́зывает нам на «пятна́дцать мину́т», это означа́ет, что прошло́ «ПЯТНА́ДЦАТЬ МИНУ́Т ТРЕ́ТЬЕГО (ЧА́СА)». Ситуа́ция, когда́ мы говор́им о како́й-ли́бо ча́сти це́лого, выража́ется Роди́тельным падежо́м. «ПЯТНА́ДЦАТЬ МИНУ́Т» и явля́ется ча́стью, е́сли быть то́чным, - четвёртой ча́стью це́лого ча́са – в на́шем слу́чае - «ТРЕ́ТЬЕГО ЧА́СА». То же са́мое и в слу́чае: «ПОЛОВИ́НА ТРЕ́ТЬЕГО».
Ину́ю карти́ну мо́жно наблюда́ть, когда́ речь идёт об обозначе́нии вре́мени во второ́й полови́не ча́са. Здесь уже́ мо́жно говор́ить о том, что почти́ наступи́л но́вый час – в на́шем случае - «ТРИ ЧАСА́» Но по́лных «трёх часо́в» ещё нет – не хвата́ет како́й-то определённой его́ ча́сти - в на́шем слу́чае не хват́ает «ПЯТНА́ДЦАТИ МИНУ́Т». Ины́ми слова́ми, уже́ «ТРИ ЧАСА́», но без како́й-то ча́сти. А е́сли быть то́чным - «БЕЗ ПЯТНА́ДЦАТИ МИНУ́Т».
Предло́г «БЕЗ», как вы заме́тили, то́же тре́бует по́сле себя́ употребле́ния Роди́тельного падежа́.
COMMENTARY ON FEATURES
OF RUSSIAN SPEECH
- The first version of the answer to the question «Кото́рый час?» is official and you can use it.
The second version is colloquial. It’s the favorite answer of Russians. So you should know and use it too in the future. Let’s clarify the second construction, using the same examples. Note, that it includes the Genitive case forms – the most popular case in Russian.
First, pay attention, that the normative question of time is «КОТО́РЫЙ ЧАС?», and not «Сколько времени?». So as soon as the minute hand passes two o’clock we say: «ИДЁТ ТРЕ́ТИЙ ЧАС» ("The third hour is under way").
When the minute hand, for example, is pointing to 15, it means: «ПЯТНА́ДЦАТЬ МИНУ́Т ТРЕ́ТЬЕГО (ЧА́СА)» has passed.
In Russian the Genitive case is used to indicate part of a larger whole. So «ПЯТНА́ДЦАТЬ МИНУ́Т» is a part of an hour – the fourth part of an hour (in our case: the fourth part of the third hour. The same construction is used when we say «ПОЛОВИ́НА ТРЕ́ТЬЕГО».
But we have a different situation when we are talking about the second half of an hour. Here we speak as if the new hour has almost arrived (in our example – «ТРИ ЧАСА́»). However it is still not quite «ТРИ ЧАСА́», there still remains a few minutes (in our case - «ПЯТНА́ДЦАТИ МИНУ́Т»). In other words, it is «ТРИ ЧАСА́», but without the some parts of the hour.
The preposition «БЕЗ», as you may note, requires the Genitive case too.
Посмотри́те на свои́ часы́ и определи́те: «КОТО́РЫЙ ЧАС?». - Разуме́ется, по-ру́сски!
Now look at your watch and answer the question «КОТОРЫЙ ЧАС?». Do it in Russian!
Упражнение 1
Допо́лните диало́г.
Упражнение 2
Напиши́те числи́тельные слова́ми.
Упражнение 3
Напиши́те, ско́лько сто́ят э́ти това́ры.
Exercise 1
Complete the dialogue.
Exercise 2
Write the numerals.
Exercise 3
Write how much these things cost.
Поуро́чный слова́рь
Vocabulary
- без – without; to (about time)
- буты́лка – bottle
- вода́ – water
- вре́мя – time
- второ́й – second
- деся́ток – ten
- извини́ть p. (извиня́ть imp.) – excuse
- кн́ига – book
- кото́рый – which one
- купить p. (покупа́ть imp.) – buy
- мину́та – minute
- паке́т – pack
- пе́рвый – first
- полови́на – half
- рубль m. – ruble
- ско́лько – how many (much)
- хлеб – bread
- без – without; to (about time)
- буты́лка – bottle
- вода́ – water
- вре́мя – time
- второ́й – second
- деся́ток – ten
- извини́ть p. (извиня́ть imp.) – excuse
- кн́ига – book
- кото́рый – which one
- купить p. (покупа́ть imp.) – buy
- мину́та – minute
- паке́т – pack
- пе́рвый – first
- полови́на – half
- рубль m. – ruble
- ско́лько – how many (much)
- хлеб – bread