Сего́дня мы бу́дем изуча́ть грамма́тику и учи́ться говори́ть

Today we will study grammar and learn to speak

У́чимся говори́ть

Learning to speak

  • ПРИВЕ́Т! КАК ДЕЛА́?
  • СПАСИ́БО, ХОРОШО́!

Как поприве́тствовать собесе́дника, узна́ть о его́ состоя́нии и зате́м заверши́ть разгово́р и попроща́ться

How to greet a Russian man and woman, to ask them how they are and to finish the conversation, saying goodbye

Слу́шайте и повторя́йте за ди́ктором.
Listen and repeat after the announcer.
  • – ПРИВЕ́Т!
    – ПРИВЕ́Т! КАК ДЕЛА́?
    – СПАСИ́БО, ХОРОШО́!
    А КАК ТВОИ́ ДЕЛА́? (А КАК У ТЕБЯ́ ДЕ́ЛА?)
    – ТО́ЖЕ ВСЁ ХОРОШО́!
    – (НУ) ПОКА́!
    – УДА́ЧИ ТЕБЕ́!
    – ДО СВИДА́НИЯ! (ДО ВСТРЕ́ЧИ! ДО ЗА́ВТРА!)

    Выраже́ние «КАК ДЕЛА́?» соотве́тствует выраже́ниям:
    «КАК ТВОИ́ ДЕЛА́?» и «КАК У ТЕБЯ́ ДЕЛА́?»
    The Russian phrase «КАК ДЕЛА́?» has the same meaning as the phrases:
    «КАК ТВОИ́ ДЕЛА́?» and «КАК У ТЕБЯ́ ДЕЛА́?»
Слу́шайте и повтор́яйте за ди́ктором.
Listen and repeat after the announcer.
  • – Алло́! (Аллё!) Слу́шаю вас!
    – Приве́т, На́стя! Э́то (я) Ива́н.
    – Здра́вствуй, Ва́ня!
    – На́стя, как дела́?
    – Спаси́бо, хорошо́! А как твои́ дела́?
    – То́же хорошо́!
    – Иван, что ты де́лаешь?
    – Я отдых́аю… Слу́шаю музыку. А ты?.. (То́же отдыха́ешь?)
    – (Нет.) Я чита́ю и пишу́ упражне́ние. За́втра тру́дный экза́мен.
    – Ну, тогда́ пока́! Уда́чи!
    – Спаси́бо! До встре́чи!
    – До встре́чи!

РЕЧЕВО́Й КОММЕНТА́РИЙ

    Выраже́ние «НУ, ТОГДА́…» помога́ет связа́ть полу́ченную информа́цию о предстоя́щем экза́мене с наме́рением заверши́ть телефо́нный разгово́р. Просто́е «ПОКА́» в э́том слу́чае прозвуча́ло бы не о́чень ве́жливо.

EXPLANATIONS OF RUSSIAN
SPEECH FEATURES

    The phrase «НУ, ТОГДА́…» helps to connect the received information about the forthcoming exam with the intention to finish the phone conversation. The short «ПОКА́» would sound a bit impolite in this situation.
Translate
Смотри́те на карти́нку и задава́йте вопро́сы. Отве́тьте на э́ти вопр́осы.
Translate
Look at the picture and ask questions. Answer the questions that you ask.
Translate
Смотри́те на карти́нку. Воспроизведи́те диало́г.
Translate
Look at the picture and restore the dialogue.

Мно́жественное число́

The plural

Мно́жественное число́ имён существи́тельных

Plural forms of nouns

Имена́ существи́тельные во мно́жественном числе́ име́ют сле́дующие оконча́ния:

  • РОД
    (Gender)
  • МУЖ. Р.
    (M. g.)
  • ЖЕН. Р.
    (F. g.)
  • CРЕД. Р.
    (N. g.)
  • ЕДИНСТВ. число
    (Singular)
  • студе́нт 
  • слова́рь 
    музе́й 
  • ла́мпа 
  • семья́ 
    тетра́дь 
  • окно́ 
  • мо́ре 
  • МНОЖЕСТВ. число
    (Plural)
  • студе́нты 
  • словари́ 
    музе́и 
  • ла́мпы 
  • се́мьи 
    тетра́ди 
  • о́кна 
  • моря́ 
  • Твёрдое ОКОНЧ.
    (Hard ending)
  • Мягкое ОКОНЧ.
    (Soft ending)


Вы́учите оконча́ния имён существи́тельных во мно́жественном числе́ наизу́сть.
Learn the plural noun endings by heart.

ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ
КОММЕНТА́РИЙ

    По́сле букв «Г, К, Х», всегда́ твёрдых«Ж, Ш» и всегда́ мя́гких «Ч, Щ» во мно́жественном числе́ испо́льзуется то́лько мя́гкий вариа́нт оконча́ния – «И»:
    СТУДЕ́НТКА – СТУДЕ́НТКИ, ПОДРУ́ГА – ПОДРУ́ГИ;
    ЭТА́Ж – ЭТАЖИ́, ВРАЧ – ВРАЧИ́.

    Не́которые существи́тельные – к сча́стью, их немно́го – име́ют необы́чную фо́рму мно́жественного числа́, кото́рую сле́дует запо́мнить:
    ДРУГ – ДРУЗЬЯ́, СТУЛ – СТУ́ЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИ́СТЬЯ;
    БРАТ – БРА́ТЬЯ, СЫН – СЫНОВЬЯ́, ДОЧЬ – ДО́ЧЕРИ.

    Не́которые существи́тельные мужско́го ро́да име́ют тенде́нцию приобрета́ть во мно́жественном числе́ – вме́сто привы́чного «Ы» – оконча́ние «А»:
    ДОМ – ДОМА́, ГО́РОД – ГОРОДА́, ПРОФЕ́ССОР – ПРОФЕССОРА́.
    Запо́мните та́кже фо́рму мно́жественного числа́ от слов «ребёнок» и «челове́к»:
    РЕБЁНОК – ДЕТИ, ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ.

COMMENTARY
ON GRAMMAR

    In the plural we should use the soft ending «И» after the consonants «Г, К, Х», всегда́ твёрдых«Г, К, Х», only hard «Г, К, Х», всегда́ твёрдых«Ж, Ш», and soft «Г, К, Х», всегда́ твёрдых«Ч, Щ»:
    СТУДЕ́НТКА – СТУДЕ́НТКИ, ПОДРУ́ГА – ПОДРУ́ГИ;
    ЭТА́Ж – ЭТАЖИ́, ВРАЧ – ВРАЧИ́.

    You need to remember the unusual Plural form of some nouns (fortunately they are not numerous):
    ДРУГ – ДРУЗЬЯ́, СТУЛ – СТУ́ЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИ́СТЬЯ;
    БРАТ – БРА́ТЬЯ, СЫН – СЫНОВЬЯ́, ДОЧЬ – ДО́ЧЕРИ.

    Some of the Plural masculine nouns tend to have the ending «А» instead of the usual «Ы»:
    ДОМ – ДОМА́, ГО́РОД – ГОРОДА́, ПРОФЕ́ССОР – ПРОФЕССОРА́.
    Please remember also the Plural forms of the nouns «ребёнок» and «человек»:
    РЕБЁНОК – ДЕТИ, ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ.
Распредели́те сле́дующие слова́ по рода́м, а зате́м от ка́ждого из них образу́йте мно́жественное число́.
Divide the words according to their gender and give their plural forms.
Стол, стул, соба́ка письмо́, шарф, дом, газе́та, мост, ла́мпа, телефо́н, друг, кни́га, челове́к, каранда́ш, рука́, журна́л, брат, ребёнок, тетра́дь, ру́чка, шкаф, уче́бник, студе́нтка, плащ, окно́, слова́рь, студе́нт, сын, дочь, друг, подру́га, эта́ж, врач.
  • ОН
  • ОНА́
  • ОНО́
  • ОНИ́


Мно́жественное число́ имён прилага́тельных

Plural forms of Adjectives

Е́сли прилага́тельное характеризу́ет существи́тельное, кото́рое употреблено́ во мно́жественном числе́, оно́ то́же приобрета́ет фо́рму (оконча́ние) мно́жественного числа́:
«-ЫЕ» (твёрдый вариа́нт) и́ли «-ИЕ» (мя́гкий вариа́нт).
If the adjective describes a noun in Plural, it takes the ending of plural:
«-ЫЕ» (hard version) or «-ИЕ» (soft version).
  • КАКО́Й?
  • КРА́СНЫЙ
  • СИ́НИЙ
  • КАКА́Я?
  • КРА́СНАЯ
  • СИ́НЯЯ
  • КАКО́Е?
  • КРА́СНОЕ
  • СИ́НЕЕ
  • КАКИ́Е?
  • КРА́СНЫЕ
  • СИ́НИЕ
Translate
Запо́лните табли́цу прилага́тельных с твёрдым оконча́нием.
Translate
Fill in the Table with the missing hard-stem adjectives.

  • КАКО́Й?
  • НО́ВЫЙ
  • СТА́РЫЙ
  • ХОЛО́ДНЫЙ
  • ТРУ́ДНЫЙ
  • КРАСИ́ВЫЙ
  • ИНТЕРЕ́СНЫЙ
  • КАКА́Я?
  • КАКО́Е?
  • КАКИ́Е?
Translate
К имена́м существи́тельным подбери́те имена́ прилага́тельные.
Translate
Match the nouns with the appropriate adjectives.

СЛОВА́ ДЛЯ ВСТА́ВКИ:
  • КРАСИ́ВОЕ
  • ТРУ́ДНАЯ
  • НО́ВЫЙ
  • СТА́РЫЙ
  • КРА́СНЫЙ
  • ХОЛО́ДНАЯ
  • ИНТЕРЕ́СНОЕ
  • КРАСИ́ВАЯ
  • ТРУ́ДНОЕ
  • НО́ВОЕ
  • СТА́РОЕ
  • КРА́СНОЕ
  • ХОЛО́ДНЫЙ
  • ИНТЕРЕ́СНАЯ
  • КРАСИ́ВЫЕ
  • ТРУ́ДНЫЕ
  • НО́ВЫЕ
  • СТА́РЫЕ
  • КРА́СНЫЕ
  • ХОЛО́ДНЫЕ
  • ИНТЕРЕ́СНЫЕ
  • стол
  • ко́мната
  • маши́на
  • упражне́ние
  • журна́л
  • кни́га
  • каранда́ш
  • столы́
  • ко́мнаты
  • маши́ны
  • упражне́ния
  • журна́лы
  • кни́ги
  • карандаши́
Слу́шайте и повторя́йте за ди́ктором ре́плики из табли́ц.
Listen and repeat the phrases from the Table after the announcer.
  • - КТО Э́ТО?
    - Э́ТО МОЙ ДРУГ.
    - КАКО́Й ОН ЧЕЛОВЕ́К?
    - ОН ИНТЕРЕ́СНЫЙ ЧЕЛОВЕ́К.   
  • - ЧТО Э́ТО?
    - Э́ТО ГАЗЕ́ТА.
    - Э́ТО ИНТЕРЕ́СНАЯ ГАЗЕ́ТА?
    - ДА, ИНТЕРЕ́СНАЯ!   
  • - КИНО́ ИНТЕРЕ́СНОЕ ?
    - ДА, О́ЧЕНЬ ИНТЕРЕ́СНОЕ!  
  • - КТО Э́ТО?
    - Э́ТО НА́ШИ СТУДЕ́НТЫ.
    - КАКИ́Е ОНИ́ ЛЮ́ДИ?
    - ОНИ́ ИНТЕРЕ́СНЫЕ ЛЮ́ДИ.  
Translate
Смотри́те на карти́нки и отвеча́йте на вопро́сы:
Translate
Look at the pictures and answer the questions:
  • КТО Э́ТО? КАКО́Й ОН ЧЕЛОВЕ́К?   
  • ЧТО Э́ТО? КАКА́Я Э́ТО ГАЗЕ́ТА?   
  • КАКО́Е Э́ТО КИНО́?   
  • КТО Э́ТО? КАКИ́Е Э́ТО СТУДЕ́НТЫ?   
Translate
Смотр́ите на карти́нки. Вставля́йте пропу́щенные слова́.
Translate
Look at the pictures and fill in the appropriate words into the gaps.
  • - КТО Э́ТО?
    - Э́ТО МОЙ
    - КАКО́Й ОН ЧЕЛОВЕ́К?
    - ОН ЧЕЛОВЕ́К.
  • - ЧТО Э́ТО?
    - Э́ТО
    - Э́ТО ГАЗЕ́ТА?
    ДА, ИНТЕРЕ́СНАЯ!
  • ИНТЕРЕ́СНОЕ ?
    - ДА, О́ЧЕНЬ
  • - КТО Э́ТО?
    - Э́ТО НА́ШИ
    - КАКИ́Е ОНИ́ ЛЮ́ДИ?
    - ОНИ́ ЛЮ́ДИ.

Упражнение 1

Вы́берите пра́вильный отве́т.

Перейти́ к упражне́нию

Упражнение 2

От существи́тельных и прилага́тельных образу́йте фо́рмы мно́жественного числа́́.

Перейти́ к упражне́нию

Упражнение 3

От прилага́тельных образу́йте фо́рмы же́нского, сре́днего ро́да и мно́жественного числа́.

Перейти́ к упражне́нию

Упражнение 4

Впиши́те пра́вильные фо́рмы прилага́тельных: КРАСИ́ВЫЙ, ТРУ́ДНЫЙ, НО́ВЫЙ, СТА́РЫЙ, КРА́СНЫЙ, ХОЛО́ДНЫЙ, ИНТЕРЕ́СНЫЙ.

Перейти́ к упражне́нию

Упражнение 5

Вста́вьте пропу́щенные слова́ и восстанови́те диало́ги.

Перейти́ к упражне́нию

Exercise 1

Choose the right answer.

Go to exercise

Exercise 2

Give the plural forms of nouns and adjectives.

Go to exercise

Exercise 3

Form the feminine, neuter, and plural forms of the adjectives.

Go to exercise

Exercise 4

Use the correct forms of the adjectives: КРАСИ́ВЫЙ, ТРУ́ДНЫЙ, НО́ВЫЙ, СТА́РЫЙ, КРА́СНЫЙ, ХОЛО́ДНЫЙ, ИНТЕРЕ́СНЫЙ.

Go to exercise

Exercise 5

Insert the dropped words and restore the dialogues.

Go to exercise

Поуро́чный слова́рь

Vocabulary
  • де́лать imp. (сде́лать p.) – do; make
  • До встре́чи! – See you there!
  • Как дела́? – How are you going?
  • каранда́ш – pencil
  • лю́ди pl. – people
  • мо́ре – sea
  • о́чень – very much
  • подру́га f. – girlfriend
  • ребёнок – child
  • си́ний – blue
  • спаси́бо – thank you
  • Уда́чи! – Good Luck!
  • упражне́ние – exercise
  • холо́дный – cold
  • челове́к – man
  • экза́мен – exam
  • де́лать imp. (сде́лать p.) – do; make
  • До встре́чи! – See you there!
  • Как дела́? – How are you going?
  • каранда́ш – pencil
  • лю́ди pl. – people
  • мо́ре – sea
  • о́чень – very much
  • подру́га f. – girlfriend
  • ребёнок – child
  • си́ний – blue
  • спаси́бо – thank you
  • Уда́чи! – Good Luck!
  • упражне́ние – exercise
  • холо́дный – cold
  • челове́к – man
  • экза́мен – exam

УЧЕБНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ «УСПЕХ+» A1

RUSSIAN TEXTBOOK FOR FOREIGNERS "USPEKH+" А1

Меню курса

Уроки / Lessons
Contents