Сего́дня мы бу́дем изуча́ть грамма́тику и учи́ться говори́ть

Today we will study grammar and learn to speak

Структу́ра предложе́ния

The basic sentence structure

Мы говори́м предложе́ниями. Предложе́ния име́ют свою́ структу́ру, а слова́ в предложе́нии выступа́ют в разли́чных фу́нкцях. Ба́зовая структу́ра предложе́ния име́ет три структу́рных компоне́нта:
We speak in sentences. Sentences have their own structure, and the words in each sentence perform different functions. A basic sentence structure has three structural components:
  • СУБЪЕ́КТ + ПРЕДИКА́Т + ОБЪЕ́КТ
    Subject + predicate + object
  • СТРУКТУ́РА
    Structure
  • КТО + ДЕ́ЛАЕТ + ЧТО
    (СУБЪЕ́КТ) (ПРЕДИКА́Т) (ОБЪЕ́КТ)
  • ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ
    Sentence
  • СТУДЕ́НТ ЧИТА́ЕТ ЖУРНА́Л
    (СУБЪЕ́КТ)   (ПРЕДИКА́Т)  (ОБЪЕ́КТ)

Как узна́ть и как сообщи́ть о де́йствии

How to find out and how to inform somebody about an action

  • ВОПРО́С
    Question
  • ЧТО ТЫ ДЕ́ЛАЕШЬ?
  • ЧТО ДЕ́ЛАЕШЬ?
  • ЧТО ЧИТА́ЕШЬ?
  • ОТВЕ́Т
    Answer
  • Я ЧИТА́Ю...
  • ... ЧИТА́Ю
  • ...ЖУРНА́Л
  • «ЖУРНА́Л» - ОБЪЕ́КТ ДЕ́ЙСТВИЯ – «ЧИТА́Ю»  

Как узна́ть и как сообщи́ть об объе́кте де́йствия

How to learn and how to inform somebody about the object of action

  • ЧТО ТЫ ЧИТА́ЕШЬ?   
  • Я ЧИТА́Ю ЖУРНА́Л  
Слу́шайте и повторя́йте за ди́ктором ре́плики из табли́цы.
Listen and repeat the phrases from the Table after the announcer.

Склоне́ние имён существи́тельных

The Declension of nouns

Имена́ существи́тельные в ру́сском языке́ изменя́ются по падежа́м. Э́то означа́ет, что, выступа́я в разли́чной фу́нкции внутри́ предложе́ний, имен́а существи́тельные мо́гут име́ть разли́чные оконча́ния. Измене́ние имён существи́тельных по падежа́м называ́ется «склоне́нием существи́тельных».
Russian nouns decline and their endings chang according to their functions in a sentence. So the case form of a noun indicates its grammatical function in the sentence. The declension system is called «склонение существительных» (The Declension of nouns).
В ру́сском языке́
ШЕСТЬ ПАДЕЖЕ́Й
Ка́ждый паде́ж выполня́ет свою́ фу́нкцию.
In Russian
there are six cases.
Each of them indicates its own function.

Имени́тельный паде́ж

Nominative Case

«ПЕ́РВЫЙ ПАДЕ́Ж» (ПАДЕ́Ж № 1)
В ру́сской грамма́тике он называ́ется
«ИМЕНИ́ТЕЛЬНЫЙ ПАДЕ́Ж» (Номинати́в)

Вопро́сы Имени́тельного падежа́:
  • КТО?
  • ЧТО?
Гла́вная фу́нкция Имени́тельного падежа́ – э́то выраже́ние граммати́ческого субъе́кта.
The first case (Case #1)
In Russian Grammar it’s called
the Nominative Case

Nominative Case Questions:
  • КТО?
  • ЧТО?
The Nominative Case indicates that this noun is a subject of the sentence according to its main function.

Вини́тельный паде́ж

Accusative Case

В фу́нкции граммати́ческого прямо́го объе́кта выступа́ет Вини́тельный паде́ж (Паде́ж № 4).

«ЧЕТВЁРТЫЙ ПАДЕ́Ж» (ПАДЕ́Ж № 4),
и́ли
«ВИНИ́ТЕЛЬНЫЙ ПАДЕ́Ж» (Аккузати́в).

Вопро́сы Вини́тельного падежа́:
  • КОГО́?
  • ЧТО?
The Accusative Case serves primarily to indicate the direct object of the verb, the noun to which something is done.

The fourth case (Case #4),
Accusative Case

Accusative Case Questions:
  • КОГО?
  • ЧТО?
  • ДЕ́ЙСТВИЕ
    Action
  • ЧИТА́ТЬ
    СЛУ́ШАТЬ
    ПИСА́ТЬ
  • ВОПРО́С
    Question

  • + ЧТО?

  • ОБЪЕ́КТ
    Object
  • ТЕКСТ
    РА́ДИО
    ПИСЬМО́

  • …ЧИТА́ЕТ ТЕКСТ
  • …СЛУ́ШАЕТ РА́ДИО
  • …ПИ́ШЕТ ПИСЬМО́

ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ
КОММЕНТА́РИЙ

    Прямо́й объе́кт мо́жно употреби́ть не по́сле ка́ждого глаго́ла. По́сле глаго́лов РАБО́ТАТЬ, ОТДЫХА́ТЬ, ГУЛЯ́ТЬ невозмо́жно поста́вить вопро́с ЧТО? и употреби́ть существи́тельное в фу́нкции прямо́го объе́кта.

COMMENTARY
ON GRAMMAR

    The direct object normally is not placed after each verb in Russian. The verbs РАБО́ТАТЬ, ОТДЫХА́ТЬ, ГУЛЯ́ТЬ are not used with direct object nouns because they do not answer the question "what".

Все глаго́лы де́лятся на «ПЕРЕХО́ДНЫЕ» и «НЕПРЕХО́ДНЫЕ»

All Russian verbs are divided into Transitive and Intransitive verbs

Перехо́дными называ́ются таки́е глаго́лы, по́сле кото́рых возмо́жно употребле́ние прямо́го объе́кта.
(Де́йствие перехо́дит на объе́кт да́нного де́йствия)
A transitive verb is a verb that requires one or more objects in a sentence.
(In other words, the action of the verb is transferred to the object directly).
Неперехо́дными называ́ются глаго́лы, по́сле кото́рых употребле́ние прямо́го объе́кта невозмо́жно.
(Де́йствие не нужда́ется в испо́льзовании объе́кта)
An intransitive verb is an action verb, but it does not have a direct object.
(The action ends or is modified by an adverb or adverb phrase rather than being transferred to some person or object).
  • ПЕРЕХО́ДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
    Transitive verbs
  • ЧИТА́ТЬ (+ЧТО?)
    СЛУ́ШАТЬ (+ЧТО?)
    ПИСА́ТЬ (+ЧТО?)
  • НЕПЕРЕХО́ДНЫЕ ГЛАГО́ЛЫ
    Intransitive verbs
  • РАБО́ТАТЬ
    ОТДЫХА́ТЬ
    ГУЛЯ́ТЬ


Оконча́ния вини́тельного падежа́

Accusative Case endings

  • РОД
    (Gender)
  • Мужско́й род (M)
  • Сре́дний род (N)
  • Же́нский род (F)
  • ИМЕНИ́ТЕЛЬНЫЙ
    (Nominative)
    Что э́то?
  • Э́ТО ТЕКСТ
  • Э́ТО ПИСЬМО́
  • Э́ТО КНИ́ГА
  • ВИНИ́ТЕЛЬНЫЙ
    (Accusative)
    Что ты чита́ешь?
    (Что ты пи́шешь?)
    (Что ты слу́шаешь?)
  • Я СЛУ́ШАЮ ТЕКСТ
  • Я ПИШУ́ ПИСЬМО́
  • Я ЧИТА́Ю КНИ́ГУ

Имен́а существи́тельные же́нского ро́да в Вини́тельном падеже́ (Паде́ж 4) име́ют оконча́ния: «У» (твёрдый вариа́нт) и́ли «Ю» (мя́гкий вариант).

Вы встре́тили но́вый глаго́л «ПИСА́ТЬ».
О нём сле́дует поговори́ть осо́бо!
The Accusative case of feminine nouns is formed from the nominative singular nouns with the help of the endings «У» (hard version) or «Ю» (soft version).

We learned the new verb «ПИСА́ТЬ».
It warrants special attention.

Глаго́л «ПИСА́ТЬ»

The verb «ПИСАТЬ»

ЛЕКСИ́ЧЕСКИЙ И ГРАММАТИ́ЧЕСКИЙ
КОММЕНТА́РИЙ

    Должны́ вас сра́зу предупреди́ть, что с э́тим глаго́лом на́до быть о́чень внима́тельным – де́ло в том, что у э́того глаго́ла есть, по кра́йней мере, две осо́бенности, про кото́рые не сле́дует забыва́ть!
    Во-пе́рвых, ну́жно следи́ть за испо́льзованием пра́вильного ударе́ния – ударе́ние в э́том сло́ве па́дает на «А». И е́сли вы вдруг случа́йно ошибётесь и произнесёте э́то слово с ударе́нием на «И», то зна́йте, что вы произнесли́ совсе́м друго́й глаго́л, с соверше́нно други́м значе́нием! Каки́м? – А посмотри́те э́то сло́во в словаре́, по́сле чего́ вы наверняка́ согласи́тесь с на́ми, что за испо́льзованием пра́вильного ударе́ния в э́том сло́ве н́ужно следи́ть осо́бенно внима́тельно!
    Втора́я осо́бенность состои́т в том, что глаго́л «писА́ть» име́ет необы́чный хара́ктер спряже́ния, кото́рый ну́жно про́сто запо́мнить:
  • ЛИ́ЧНЫЕ
    МЕСТОИМЕ́НИЯ
  • Я
  • ТЫ
  • ОН(ОНА́)
  • ФО́РМЫ
    ГЛАГО́ЛА
  • ПИШ - У́
  • ПИ́Ш - ЕШЬ
  • ПИ́Ш - ЕТ
  • ЛИ́ЧНЫЕ
    МЕСТОИМЕ́НИЯ
  • МЫ
  • ВЫ
  • ОНИ́
  • ФО́РМЫ
    ГЛАГО́ЛА
  • ПИ́Ш - ЕМ
  • ПИ́Ш - ЕТЕ
  • ПИ́Ш - УТ
Хоти́м вас предупреди́ть, что со спряже́нием глаго́ла «писА́ть» ну́жно быть очень внима́тельным.
И е́сли вы, наприме́р, – по анало́гии с глаго́лом «чита́ть» – начнёте спряга́ть глаго́л «писа́ть» сле́дующим о́бразом: пи́саю, п́исаешь… - и так да́лее, то зна́йте, что вы испо́льзуете совсе́м друго́й глаго́л, с соверше́нно други́м значе́нием, кото́рое вы уже́ нашли́ в словаре́!

COMMENTARY ON LEXICON AND
GRAMMAR

    This verb warrants special attention. It has at least two specific features that are important not to forget!
    First, you must remember that the accent in this word falls on «A». And if pronounce this word with the accent on «И», it will be a totally different verb, with a completely different meaning! What word? After checking this word in the dictionary you will understand why correct pronunciation of this verb is particularly important!
    The second feature of the verb «писАть» that should be noted is the fact that it has an unusual conjugation. It should be memorized:
  • ЛИ́ЧНЫЕ
    МЕСТОИМЕ́НИЯ

    Personal pronouns
  • Я
  • ТЫ
  • ОН(А́)
  • ФО́РМЫ
    ГЛАГО́ЛА

    Verb forms
  • ПИШ У́
  • ПИШ ЕШЬ
  • ПИШ ЕТ
  • ЛИ́ЧНЫЕ
    МЕСТОИМЕ́НИЯ

    Personal pronouns
  • МЫ
  • ВЫ
  • ОНИ́
  • ФО́РМЫ
    ГЛАГО́ЛА

    Verb forms
  • ПИШ ЕМ
  • ПИШ ЕТЕ
  • ПИШ УТ
We want to warn you that the conjugation of the verb «писАть» warrants special attention.
And if you, for example, start to conjugate the verb «писать» by analogy with the verb «читать» as follows: писаю, писаешь… and so on, you should be aware that you are using a very different verb, with a completely different meaning, which you should have already found in your dictionary.

У́чимся чита́ть и расска́зывать

Learning to read and speak Russian
Чита́йте, слу́шайте и повторя́йте за ди́ктором.
Read, listen and repeat after the announcer.
СЕМЬЯ́ ДО́МА
Э́то ко́мната. Вот стол и сту́лья. Э́то стол. Вот кни́га, уче́бник, журна́л, газе́та, ва́за и цветы́. Спра́ва дива́н и шкаф, сле́ва крова́ть и шкаф. Там окно́. Спра́ва ра́дио и карти́на. Сле́ва карти́на, кре́сло и телеви́зор.
Э́то семья́: ба́бушка, де́душка, ма́ма, оте́ц, сын и дочь. Ба́бушка и де́душка – ста́рые. А сын и дочь – молоды́е. Э́то ба́бушка. Её и́мя Мари́я Фёдоровна. Э́то де́душка. Его́ и́мя Ива́н Никола́евич. Э́то мать (ма́ма). Её и́мя Татья́на Серге́евна. Э́то оте́ц (па́па). Его́ и́мя Никола́й Ива́нович. Э́то сын. Его́ и́мя Ива́н. Э́то дочь. Её и́мя А́нна. Ива́н и А́нна – брат и сестра́. Ба́бушка и де́душка не рабо́тают. Они́ пенсионе́ры. А ма́ма и па́па рабо́тают. Ма́ма – врач, а папа – преподава́тель. Ива́н – студе́нт, а А́нна – шко́льница.
Сейча́с семья́ отдыха́ет до́ма. Де́душка чита́ет. Он чита́ет газе́ту. Газе́та но́вая и интере́сная. Журна́л интере́сный. Па́па то́же чита́ет. Он чита́ет журна́л. Журна́л то́же интере́сный. Ба́бушка отдыха́ет. Она́ чита́ет кни́гу. Кни́га интере́сная. Сын слу́шает му́зыку. Он лю́бит му́зыку. Му́зыка хоро́шая. Ма́ма смо́трит телеви́зор. Она́ смо́трит фильм. Фильм интере́сный. А́нна де́лает дома́шнее зада́ние. А́нна п́ишет упражне́ние. Упражне́ние тру́дное. За́втра экза́мен. Экза́мен тру́дный.
Смотри́те на карти́нку и отвеча́йте на вопро́сы.
Look at the picture and answer the questions.
  • ЧТО Э́ТО?
  • КТО Э́ТО?
  • КАКИ́Е ОНИ́?
  • КАК ИХ ЗОВУ́Т?
  • КТО ОНИ́ (ПО ПРОФЕ́ССИИ)?
  • ЧТО ОНИ́ (СЕЙЧА́С) ДЕ́ЛАЮТ?
Прочита́йте текст ещё раз. Поста́вьте вопр́осы по те́ксту. Сравни́те ваш вариа́нт с на́шим:
Read the text once more. Insert the questions into to the text. Compare your questions to those given below.
Что э́то? Что здесь (тут)? Где дива́н и шќаф? Где крова́ть и шкаф?
Где окно́? Где карти́на и ра́дио? Где карти́на, кре́сло и телеви́зор?
Кто молодо́й, а кто ста́рый? Кто рабо́тает? Кто не рабо́тает?
Кто ма́ма? Как её и́мя? Кто па́па? Как его́ и́мя?
Кто сын? Как его́ и́мя? Кто дочь? Как её и́мя?
Кто де́душка? Как его́ и́мя? Кто ба́бушка? Как её и́мя?
Где семья́ сейча́с? Что они́ де́лают сейча́с?
Что чита́ет де́душка? Что чита́ет па́па?
Что де́лает ба́бушка? Что она́ чита́ет?
Что де́лает ма́ма? Что она́ смо́трит? Фильм како́й?
Что де́лает брат? Что он лю́бит? Кака́я му́зыка?
Что де́лает сестра́? Что пи́шет сестра́?
Упражне́ние како́е? Экза́мен како́й?
Смотри́те на карти́нку и расскажи́те о семье́, кото́рая изображена́ на карти́нке.
Look at the picture and tell us about this family.

Упражнение 1

Раскро́йте ско́бки и напиши́те отве́ты на вопро́сы.

Перейти́ к упражне́нию

Упражнение 2

К предложе́ниям подбери́те вопро́сы.

Перейти́ к упражне́нию

Exercise 1

Open the brackets and answer the questions.

Go to exercise

Exercise 2

Find the right questions to the given answers.

Go to exercise

Поуро́чный слова́рь

Vocabulary
  • ва́за – vase
  • газе́та – newspaper
  • гуля́ть imp. – walk
  • дива́н – sofa
  • дома́шнее зада́ние – homework
  • журна́л – magazine
  • за́втра – tomorrow
  • и́мя n. – first name
  • интере́сный – interesting
  • крова́ть f. – bed
  • кто – who
  • люби́ть imp. (полюби́ть p.) – love
  • отдыха́ть imp. – rest
  • пи́сать imp. (написа́ть p.) – write
  • письмо́ – letter
  • рабо́тать – work
  • смотре́ть imp. (посмотре́ть p.) – watch; see; look
  • спра́ва – on the right
  • телеви́зор - tv set
  • тру́дный – difficult
  • фильм – film
  • хоро́ший – good
  • ва́за – vase
  • газе́та – newspaper
  • гуля́ть imp. – walk
  • дива́н – sofa
  • дома́шнее зада́ние – homework
  • журна́л – magazine
  • за́втра – tomorrow
  • и́мя n. – first name
  • интере́сный – interesting
  • крова́ть f. – bed
  • кто – who
  • люби́ть imp. (полюби́ть p.) – love
  • отдыха́ть imp. – rest
  • пи́сать imp. (написа́ть p.) – write
  • письмо́ – letter
  • рабо́тать – work
  • смотре́ть imp. (посмотре́ть p.) – watch; see; look
  • спра́ва – on the right
  • телеви́зор - tv set
  • тру́дный – difficult
  • фильм – film
  • хоро́ший – good

УЧЕБНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ «УСПЕХ+» A1

RUSSIAN TEXTBOOK FOR FOREIGNERS "USPEKH+" А1

Меню курса

Уроки / Lessons
Contents